В по­следнее время, особенно после принятия «Жилищного Кодекса РФ», очень активно стали обсуждаться вопросы поквартирного учета. Не ка­саясь общих вопросов водоучета, хотелось бы затронуть проблему поверки квартирных водосчетчиков.

Серьезные дискуссии, которые сейчас развернулись и на семина­рах и конференциях, и в журнальных и газетных публикациях, и в Интернете, ка­саются необходимости поверки этих приборов. Здесь преобладают две точки диаметрально противоположные точки зрения: 1) квартирные водосчетчики нужно обязательно поверять; 2) квартирные водосчетчики поверять не нужно вообще. Иных вариантов сторонники спора не признают.

И та, и другая точка зрения на необходимость поверки водосчет­чиков так или иначе связана с финансовым интересом сторон. Для вла­дельца водосчетчика поверка – это дополнительные затра­ты на процедуру, которая для него ( или для абсолютного большинства владельцев ) непонятна и затратна. Поэтому большинство жильцов вы­ступали и будут выступать против поверки. Массовому потребителю, купившему изделие с паспортным сроком службы 8-10 лет, едва ли кто-то сможет объяснить, почему он должен раз в 4 года демонтиро­вать это изделие, отнести его в некую непонятную ему организацию для проведения неких непонятных ему процедур, при этом заплатить сумму, соизмеримую со стоимостью этого изделия.

Техническая ( метрологическая ) квалификация массового потребителя существенно отличается от квалификации сотрудника поверочной лаборатории, и пытаться объяснить потребителю необходимость проведения поверки квартирного водосчетчика – бессмысленная задача. Кроме того, поверка подразумевает только лишь определение соответствия или несоответствия водосчетчика приписанным ему характеристикам. При существующем сегодня качестве водосчетчиков значительное их количество при поверке признается непригодными. По информации из разных источников поверку не проходят большинство таких приборов. Так, по данным источников [ 1, 2, 3 ] 60 – 80 % сданных в поверку квартирных водосчетчиков признаны непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Поэтому попытки организации поверки квартирных водосчетчи­ков всегда ( или, по крайней мере в обозримом будущем ) будет встречать сопротивление их владельцев.

Тот факт, что поверку не проходит значительная доля из общего объема водосчетчиков, породил и другую точку зрения – водосчетчики поверять вообще не нужно, процедура поверки - перекачивание денег от потребителя воды производителю работ по поверке водосчетчиков; приборы после окончания межповерочного интервала нужно заменять на новые. Такой вариант для потребителя наиболее выгоден.

А предприятия, проводящие поверку, заинтересованы в максималь­ном объеме поверочных работ. Поэтому их позиция – поверка обяза­тельна, и никакие иные аргументы просто не рассматриваются.

Таким образом, в настоящее время сложились две крайние пози­ции: или «за поверку», или «против поверки».

В чем причина сложившейся ситуации? Почему водосчетчики в основной массе не проходят поверку ? Водоснабжающие организации в конфликтных ситуациях жалуются на низкое качество приборов, из­готовители приборов – на низкое качество водопроводной воды. И те, и другие оказываются правы. Но, кроме вышеуказанных, существует еще целый ряд причин, из-за которых возникают проблемы. В целом по месту их происхождения можно разделить на следующие группы:

1. Производство приборов. При подготовке производства изгото­витель разрабатывает прибор, выпускает опытную партию, проводит испытания для целей утверждения типа, получает сертификат на при­бор, лицензию на право производства. Изделия опытной партии хорошо подготовлены к испытаниям, и весь процесс заканчивается успешным получением лицензии. При организации серийного производства для снижения отпускных цен изготовители в ряде случаев начинают использовать более дешевое сырье и комплектующие изделия без входного контроля их качества, в результате качество приборов серийного производства в худшую сторону отличается от качества приборов опытной партии.

В некоторых случаях производители переходят на «отверточную» сборку из комплектующих с неизвестными характеристиками.

Кроме того, в свободной продаже можно встретить контрафактные водосчетчики с маркировкой известных мировых производителей, со стоимостью на десятки процентов меньшей стоимости легальной про­дукции. В последнее время в Интернет-рассылках появились предло­жения о возможности организации за рубежом производства при­боров «под заказ» с логотипом заказчика или логотипами третьих фирм.

2. Транспортировка, хранение и сбыт. Транспортировка автотранспор­том, хранение в неотапливаемых складах, продажа на открытых рын­ках в зимнее время при температуре – 20-30 °С приводит к растрески­ванию пластмассовых элементов приборов и искажению их показаний ( отрицательное воздействие температурных перепадов на показания приборов действительно существует и используется отдельными квар­тировладельцами, которые перед монтажом прибора поочередно несколько раз помещают его на несколько часов в морозильную каме­ру холодильника и на горячую батарею отопления ).

3. Эксплуатация приборов. Вода в системах водоснабжения далеко не всегда соответствует утвержденным нормативам на водопроводную воду [ 4 ]. Несоответствие рабочей жидкости нормам стандарта приво­дит к ускоренному износу приборов. Получается, что водосчетчики, предназначенные в соответствии с требованиями своей нормативной документации для измерения объема питьевой воды по ГОСТ Р 51232-98, используются для измерения некой субстанции, которая пи­тьевой водой в большинстве случаев не является.

В системах домового водоснабжения, как правило, отсутствуют устройства регулирования давления. В ночное время при отсутствии водоразбора водосчетчик подвергается воздействию повышенного дав­ления, в утренние и вечерние часы давление резко падает из-за роста потребления воды. Это циклическое воздействие перепадов давления также ведет к ускоренному износу ( существование таких перепадов подтверждается тем простым фактом, что течи во внутридомовых сан­технических соединениях возникают, как правило, в ночное время ).

Изменить процентное соотношение приборов, признаваемых при поверке годными и негодными можно только в том случае, когда бу­дут приняты меры по устранению вышеуказанных причин на всех эта­пах – от производства до эксплуатации, как в техническом, так и в ор­ганизационном плане. Только применение комплексных мер может привести к коренному изменению сложившейся ситуации.

Что касается использования результатов поверки применительно к сложившейся ситуации, то в соответствии с [ 5 ]:

- «органы государственной метрологической службы и юридиче­ские лица обязаны вести учет результатов периодических поверок и разрабатывать рекомендации по корректировке межповерочных интер­валов с учетом специфики их применения».

В соответствии с этим органы Ростехрегулирования РФ обязаны кор­ректировать межповерочные интервалы приборов. В случае с во­досчетчиками – корректировать межповерочный интервал в сторону уменьшения для тех типов приборов, которые имеют худшие результа­ты при поверке. И, таким образом, постепенно снижать на них спрос, удалять их с рынка, освобождая место для более качественной продукции.

При этом массовый охват поверкой всех 100 % существующего парка приборов необязателен. Документ Ростехрегулирования [ 6 ] позволяет по разработанной методике проводить выборочную поверку однотипных приборов, на основании результатов которой делать выво­ды о необходимости корректировки межповерочных интервалов всего парка приборов указанного типа.

Таким образом, в сложившейся ситуации замена водосчетчиков на новые после завершения межповерочного интервала для населения выгоднее, чем поверка; обязательные поверки для корректировки межповерочного интервала приборов достаточно проводить в ограниченном объеме территориальными органами Ростехрегулирования РФ ( Центрами стандартизации и метрологии ).

Автор: Каргапольцев Василий Петрович – заместитель директора ООО «ОКБ «Гидродинамика», г.Киров а/я 2208

 

Написать сообщение с сайта